Советы руководителя

 

март 2020г. Заместитель по ВиРР Хмелевская Ю.Б. 

комп

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТАМ

Профилактика компьютерной зависимости несовершеннолетних

    Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости. Кроме того, несовершеннолетние пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение. Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам.

   Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.

   Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения.

   Существует первичная, вторичная и третичная профилактика. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям, а именно:

- воспитательная работа среди несовершеннолетних

санитарно-гигиеническое воспитание несовершеннолетних и родителей

- общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями

- административно-законодательные мероприятия.

   Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации несовершеннолетних, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями. Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами.    Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы отклоняющегося поведения. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.

   В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера для несовершеннолетних, родителей.

    Главная цель- научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая стереотипов, с акцентом на эмоциональную поддержку. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных педагогов, работающих с детьми, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером.  

   Первые признаки зависимого поведения от компьютера  

1. Навязчивое желание деятельности за компьютером.
2. Постоянное ожидание следующей работы за компьютером.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером.
4. Жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу за компьютером.

   Целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Досуг — спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство несовершеннолетних поможет найти свое предназначение в жизни.

   Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь. Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных отклонений, направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов несовершеннолетних.

      Интернет-зависимость –это форма зависимости, наравне с давно известными. Замените слово «компьютер» словами «наркотические вещества» или «алкоголь» — и вы поймете, что Интернет-одержимость вписывается в рамки классического определения зависимости. Она предлагает способ убежать от реальности, приятные чувства и альтернативную реальность, которая маскирует депрессию или беспокойство. Она также может вызвать изменения в нормальном функционировании мозга, стимулируя центры удовольствий. Социальные контакты в Интернете представляют большую опасность, чем телевидение, так как предлагают общение с другими людьми. Притворяясь новыми личностями, люди могут начать верить, что их любят и заботятся о них за их новые обличия. Людям нужны друзья, они испытывают потребность принадлежности. Без подобных отношений они могут испытывать серьезные личные и социальные проблемы. Однако способность находить общий язык с людьми вне круга семьи должна воспитываться. Помимо того, что искусственные кибермиры предлагают легкую альтернативу, они являются также соблазнительной заменой, особенно для юных подростков, чья застенчивость может осложнить их социальные отношения. Интернет захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности.

Существует «группа риска» среди учащихся, которые могут быть подвержены «Интернет-зависимости». Они интровертированы, необщительны или не имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам. В результате дети, обладающие индивидуальной внутри психологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям.

 Профилактическая программа направлена не только на эту группу, но и на всех учащихся школы, она универсальна. Психиатр Иван Голдберг, создатель интерактивной группы поддержки интернет-зависимых людей, предложил пять советов для преодоления этой зависимости.

                                         Преодоление Интернет-зависимости

1. Признайте свою зависимость. «Патологическое использование компьютера» можно распознать по «симптомам» навязчивой потребности, пропущенным урокам и встречам, забытой и несделанной домашней работе, потере контакта с друзьями и родственниками.

2. Определите проблемы, лежащие в основе зависимости. В зависимости от возраста человека, такие моменты, как неуверенность в будущем, трудность успевать в школе или проблемы социальных отношений, могут подвигнуть ребенка на побег в гостеприимные виртуальные миры.

3. Решайте реальные проблемы. Стараясь избегать стрессовые ситуации, мы только усложняем их. Вы можете найти репетитора, который поможет с домашним заданием, поможет начать решать социальные трудности, написать о том, что вас «гложет», или даже обратиться к специалисту.

4. Контролируйте работу на компьютере. Совсем не обязательно полностью выключать его — можно просто ограничить время нахождения в Интернете. В зависимости от возраста родители или сам учащийся могут взять на себя эту ответственность. Все виды деятельности должны быть выстроены по их приоритетности. Общение в Интернете не должно происходить до выполнения домашней работы или других обязанностей.

5. Проводите различие между интерактивной фантазией и полезным использованием Интернета.

 

 ноябрь 2019г. Заместитель по ВиРР Хмелевская Ю.Б. 

Здор.образ жизни

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТАМ

«Основные методы пропаганды

 здорового образа жизни»

    Всем профилактическим мероприятиям должна пред­шествовать санитарно-просветительная работа. Основная цель санитарного просвещения — это пропаганда ме­дицинских знаний о здоровом образе жизни, о путях и методах сохранения здоровья и предупреждение заболева­ний. Современная медицина имеет профилактическую направленность. Каждый медицинский работник ежемесяч­но (не менее 4 часов рабочего времени) должен посвящать санитарно-просветительной работе. Знание форм и методов санитарно-просветительной работы имеет большое значение для убеждения и пропаган­ды здорового образа жизни среди сотрудников, воспитанников и формирова­ния «психологии» здоровья. Медико-санитарное убеждение направлено на убеждение человека по поводу факторов и событий, формирующих индивидуальное здоровье. Формы санитарно-просветительной работы могут быть активные и пассивные.

     Как активные, так и пассивные формы работы должны быть рассчитаны на определенную аудиторию. Санитарно-просветительная работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. Среди детей санитарное просве­щение и гигиеническое воспитание должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от их возраста. Ведущей формой санитарно-просветительной работы со взрослым населением являются убеждение и пропаганда. Начинать ее следует с родителями и воспи­тателями детских учреждений. Необходимо не только при­влечь внимание этой категории взрослых к проблеме здо­рового образа жизни, но и приобрести, таким образом, убеж­денных помощников.

     Гигиеническое воспитание — это привитие полезных навыков и привычек на основе знаний правил здорового образа жизни. С детьми 3-4 лет эту работу следует стро­ить с использованием игровых элементов, рисунков, игру­шек и т.д. Беседа с ними должна быть короткой и продол­жаться несколько занятий. Детям 4—7 лет занятия реко­мендуется проводить с использованием персонажей популярных сказок. В ходе этих занятий им прививают элементы личной гигиены, элементы закаливания и гигие­ны полости рта и др. Для закрепления полученных зна­ний детям можно загадывать загадки, показывать рисунки, плакаты, задавать вопросы.

     При формировании осознанных культурно-гигиениче­ских навыков у младших школьников необходимо при­менять метод медико-педагогического убеждения, кото­рый является совокупностью мер по санитарному просве­щению.

     Составными частями этого метода являются беседа, рас­сказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофиль­мов, наглядных пособий. Выступление перед детьми лучше строить в виде диалога, который ведется с учетом их возраста. Формирование культурно-гигиенических навы­ков должно осуществляться по трем направлениям. В на­чале формируется представление о навыке, затем необхо­димо обучить последовательности действий, составляющих навык. Третье направление — это закрепление и совершенствование навыка. Для закрепления полученных зна­ний целесообразно привлекать старших воспитанников, которые могут, например, выпустить стенгазету, листовку, буклет, посвященные здоровому образу жизни.

     Воспитанники школьного возраста в беседе по пропа­ганде здорового образа жизни должны получить знания по анатомии, физиологии, сведения о причинах возникно­вения заболеваний. В этих беседах необходимо затраги­вать вопросы сохранения здоровья за счет закаливания, занятий спортом, физических упражнений, рационального режима дня, рационального питания и полноценного сна.

     Выбор тем, форм и методов проведения санитарно-просветительной работы среди взрослого населения зависит от их профессионального состава, уровня образования, возраста, пола и т.д. Например, выступая перед педагога­ми с лекцией, беседой, можно затронуть актуальные воп­росы первичной профилактики определенных заболеваний, вопросы сохранения здоровья населения путем неспеци­фической профилактики и пропаганды здорового образа жизни, а также вопросы профилактики физического и психического здоровья.

     Рекомендуется дополнять лекцию (беседу) показом ви­деофильмов по проблемам сохранения здоровья и исполь­зовать мультимедийное оборудование.

     Выступая перед родителями на родительских собраниях, можно предложить им памятки, пропа­гандирующие здоровый образ жизни.

     Все наглядные материалы, которые демонстрируются при выступлениях перед аудиторией, должны быть эсте­тически оформлены, призывать к здоровому образу жиз­ни и сохранению здоровья. При этом не рекомендуется использовать устрашающие изображения, например, че­репа, костей, шприцев и т.д.

Рекомендации к проведению беседы

     1. Обучающая беседа (в данном случае — метод беседы) используется для проведения санитарно-просветительной работы:

- представляет собой диалог, получение ответов по­средством искусно поставленных вопросов; поиск ответа на проблему, используя примеры из жизнен­ного опыта или рисунков, слайдов, видеофрагментов;

-  часто начинается с постановки вопроса и постепен­но переходит в дискуссию;

- ведущий беседы анализирует, уточняет и обобщает ответы, формулирует выводы и теоретические поло­жения;

 - итогом беседы является общий, согласованный вывод.

     В ходе беседы используются 4 основных метода ведения беседы:

- прямой вопрос;

- незавершенный вопрос;

- определение проблемы;

- решение проблемы.

     2. Развернутая беседа по заранее известному плану - наиболее распространенный вид беседы по плану с крат­ким выступлением и заключением организатора беседы, позволяет вовлечь максимум слушателей в активное об­суждение темы. Достигается это путем развернутого вы­ступления нескольких слушателей по своим вопросам плана, дополнений других, постановки проблемных воп­росов.

     Рекомендации по составлению памяток

1.  Составляются для отдельных групп: детей, взрослых.

2.  Памятки имеют ясное, краткое содержание, советы точно сформулированы и выполнимы.

3.  Советы располагаются один за другим по значимости.

4.  Желательно использовать в оформлении памяток иллюстративный материал (рисунки, схемы и т.д.).

 

 

июль 2020г. Заместитель по ВиРР Хмелевская Ю.Б. 

gettyimages-506910164

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

УХОДОВ РЕБЕНКА ИЗ ДОМА

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома. В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так?Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной. Самое главное для родителей вовремя принять сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие трудности, не убегая из дома. Говорите с ребенком! Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности. Все, что для взрослых – полная бессмыслица, для ребенка очень важно! Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни. Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк. Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн. Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия! Этим вы только усугубите ситуацию! А когда вы были в школе последний раз? Сами? (родительское собрание не в счет). Поинтересуйтесь, как учится в школе ваш ребенок? Что нового в школе? быть может, планируется проведение семейного праздника, на который ваш ребенок, боясь отказа, вас не пригласил? Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга. Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помогут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители – это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований! Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.

ПОМНИТЕ!

   Главное слушать и слышать ребёнка, вести с ним диалог. Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

 

апрель 2019г. Заместитель по ВиРР Хмелевская Ю.Б. 

hello_html_430e17be

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТАМ

Методы профилактической работы по привитию навыков

здорового образа жизни подросткам

 

Всем профилактическим мероприятиям должна пред­шествовать санитарно-просветительная работа. Основная цель санитарного просвещения — это пропаганда ме­дицинских знаний о здоровом образе жизни, о путях и методах сохранения здоровья и предупреждение заболева­ний. Современная медицина имеет профилактическую направленность. Каждый медицинский работник ежемесяч­но должен планово проводить санитарно-просветительную работу. С валеологических позиций, знание форм и методов санитарно-просветительной работы имеет большое значение для убеждения и пропаган­ды здорового образа жизни среди подростков и формирова­ния «психологии» здоровья. Медико-санитарное убеждение направлено на убеждение человека по поводу факторов и событий, формирующих индивидуальное здоровье. Формы санитарно-просветительной работы могут быть активные и пассивные.

     Как активные, так и пассивные формы работы должны быть рассчитаны на определенную аудиторию. Санитарно-просветительная работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. Среди детей санитарное просве­щение и гигиеническое воспитание должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от их возраста. Необходимо не только при­влечь внимание подростков к проблеме здо­рового образа жизни, но и приобрести, таким образом, убеж­денных помощников.

     Гигиеническое воспитание — это привитие полезных навыков и привычек на основе знаний правил здорового образа жизни. Эта работа проводится с самого раннего возраста. С детьми 3-4 лет эту работу следует стро­ить с использованием игровых элементов, рисунков, игру­шек и т.д. Беседа с ними должна быть короткой и продол­жаться несколько занятий. Детям 4—7 лет занятия реко­мендуется проводить с использованием персонажей популярных сказок. В ходе этих занятий им прививают элементы личной гигиены, элементы закаливания и гигие­ны полости рта и др. Для закрепления полученных зна­ний детям можно загадывать загадки, показывать рисунки, плакаты, задавать вопросы. С подростками гигиеническое воспитание часто делится: с девочками отдельно, мальчиками отдельно, так как беседа должна быть доверительной в форме диалога.

     При формировании осознанных культурно-гигиениче­ских навыков детей школьного возраста необходимо при­менять метод медико-педагогического убеждения, кото­рый является совокупностью мер по санитарному просве­щению.

     Составными частями этого метода являются беседа, рас­сказ, демонстрация презентаций, видеофиль­мов, наглядных пособий. Выступление перед детьми лучше строить в виде диалога, который ведется с учетом их возраста. Формирование культурно-гигиенических навы­ков должно осуществляться по трем направлениям. В на­чале формируется представление о навыке, затем необхо­димо обучить последовательности действий, составляющих навык. Третье направление — это закрепление и совершенствование навыка. Для закрепления полученных зна­ний целесообразно привлекать учащихся старших клас­сов, которые могут, например, выпустить плакат, посвященный здоровому образу жизни.

     Подростки  в беседе по пропа­ганде здорового образа жизни должны получить знания по анатомии, физиологии, сведения о причинах возникно­вения заболеваний. В этих беседах необходимо затраги­вать вопросы сохранения здоровья за счет закаливания, занятий спортом, физических упражнений, рационального режима дня, рационального питания и полноценного сна.

     Однако, пропаганда здорового жизни должна вестись и с родителями подростков, чтобы вы были единомышлениками. Выбор тем, форм и методов проведения санитарно-просветительной работы среди родителей зависит от их профессионального состава, уровня образования, возраста, пола и т.д. Например, выступая с лекцией, беседой, можно затронуть актуальные воп­росы первичной профилактики определенных заболеваний, вопросы сохранения здоровья родителей, путем неспеци­фической профилактики и пропаганды здорового образа жизни, а также вопросы профилактики физического и психического здоровья.

     Рекомендуется дополнять лекцию (беседу) показом фильмов по проблемам сохранения здоровья и исполь­зовать современную мультимедийную аппаратуру (компьютерный проектор).

     Выступая перед родителями на родительских и клас­сных собраниях, можно предложить им памятки, пропа­гандирующие здоровый образ жизни.

     Все наглядные материалы, которые демонстрируются при выступлениях перед аудиторией, должны быть эсте­тически оформлены, призывать к здоровому образу жиз­ни и сохранению здоровья. При этом не рекомендуется использовать устрашающие изображения, например, че­репа, костей, шприцев и т.д.

Рекомендации к проведению беседы

     1. Профилактическая беседа (в данном случае — метод беседы) используется для проведения санитарно-просветительной работы:

- представляет собой диалог, получение ответов по­средством искусно поставленных вопросов; поиск ответа на проблему, используя примеры из жизнен­ного опыта или рисунков, слайдов, видеофрагментов;

-  часто начинается с постановки вопроса и постепен­но переходит в дискуссию;

- ведущий беседы анализирует, уточняет и обобщает ответы, формулирует выводы и теоретические поло­жения;

 - итогом беседы является общий, согласованный вывод.

     В ходе беседы используются 4 основных метода ведения беседы:

- прямой вопрос;

- незавершенный вопрос;

- определение проблемы;

- решение проблемы.

     2. Развернутая беседа по заранее известному плану - наиболее распространенный вид беседы по плану с крат­ким выступлением и заключением организатора беседы, позволяет вовлечь максимум слушателей в активное об­суждение темы. Достигается это путем развернутого вы­ступления нескольких слушателей по своим вопросам плана, дополнений других, постановки проблемных воп­росов.

     Рекомендации по составлению памяток

1.  Составляются для отдельных возрастных групп детей.

2.  Памятки имеют ясное, краткое содержание, советы точно сформулированы и выполнимы.

3.  Советы располагаются один за другим по значимости.

4.  Желательно использовать в оформлении памяток иллюстративный материал (рисунки, схемы и т.д.).

 

 

декабрь 2018г. Заместитель по ВиРР Хмелевская Ю.Б. 

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТАМ

ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА,

КАК РЕЗУЛЬТАТ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГООПОЛУЧИЯ

 

Семейное неблагополучие приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка, что обуславливает серьезные нарушения его психологического здоровья и развития, а подчас вызывает необратимые изменения негативного свойства в структуре формирующейся личности.

Психологическая атмосфера семьи неизбежно вызывает у ребенка эмоционально заостренные существенные, для него, переживания, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующих воздействий или неразрешенных обстоятельств.

Все это и приводит к детским неврозам – психогенному заболеванию, затрагивающему важные сферы формирования личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками, с др. взрослыми.

Для детей, растущих в конфликтных семьях, характерен широкий спектр аномалий, как в психике, так и в поведении личности.

Неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной, волевой и речевой сфер ребенка, сужает круг его познавательных интересов.

Дети из конфликтных семей обычно плохо подготовлены к семейной жизни, а их браки распадаются значительно чаще, чем из гармоничных семей.

Характер отношений ребенка с родными в семье и между его отцом и матерью воспроизводится им в коллективе сверстников, а в дальнейшем  - и в отношениях его с окружающими людьми.

Если внутрисемейные отношения строятся на основе АВТОРИТАРНОСТИ, если в семье отсутствует уважение, справедливость, то вероятность такого же отношения подростка к своим товарищам, взрослым довольно велика.

Грубость, недружелюбие, равнодушие родителей к ребенку вызывают у него неуверенность, страх, недоверие, неприязнь и подозрительность по отношению к людям, с которыми ему приходиться взаимодействовать.

 

Серьезные психические травмы наносят детям жестокое обращение в семье. Нередко они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается, на первый взгляд, в немотивированной жестокости подростка по отношению к посторонним людям, их стремлении к разрушительным действиям.

А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей, – порочный круг замыкается.

В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать порочные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них: ложь, лицемерие, хитрость.

Чтобы помочь ребенку, необходимо принять определённые шаги:

  1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что он не должен быть "разменной монетой" в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
  2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от таких родителей: поместить его в интернат, санаторий и т.д. Вариантов много.
  3. Школа часто заменяет ребенку семью. Педагогам приходится выполнять как бы двойные функции: непосредственно свои и родительские. И чем больше учителя будут знать о проблемах, как детей, так и их родителей, тем больше они смогут влиять на семьи, особенно на неблагополучные.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому к каждому нужно подобрать свой индивидуальный ключик, найти свой подход.

Нужно относиться к ребенку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Прежде чем исправлять детей, нужно исправлять самих себя

 

 

май 2018г. Заместитель по ВиРР Хмелевская Ю.Б.

Советы специалистам

«Формирование здоровьесберегающего пространства

учреждения – основа сохранения и укрепления социального здоровья воспитанников центра

 

 

Единственная красота ,

             которую я знаю - это здоровье.

(Генрих Гейне)

 

Состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровьесберегающие технологии предполагают консолидацию всех усилий специалистов учреждения, нацеленных на сохранение формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающее пространство - это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и о здоровье другого. По определению Всемирной организации здравоохранения ЗДОРОВЬЕ - это состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Здоровье человека должно сочетать в себе баланс физического, психологического и социального здоровья. Физическое здоровье — спорт, здоровое питание, экология, социальное — это показатель условий жизни (труд, отдых, жильё), уровня жизни (культура, воспитание, образование) и способности жить и взаимодействовать с людьми. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями, коллегами, воспитанниками способствует нашему социальному оздоровлению. Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам). Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности: состояние психологического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность. Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия. Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье.

Основу составляют такие состояния как: полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Причины нарушения психологического здоровья. К отклонениям в состоянии психологического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью. Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза).Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется:головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянность, переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям. Условия здоровьесберегающей среды:создание оптимальных внешне средовых условий в учреждении (стиль общения педагогов с воспитанниками, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности); учет личностных и индивидуальных психических свойств и возрастных особенностей воспитанников; вариация занятий по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы.

Основные задачи социально-реабилитационного центра - это профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Решение указанных задач в первую очередь требует работы по здоровьесбережению, так как здоровье детей, поступающих в центр, характеризуется отклонениями от нормы. Практически все они имеют ту или иную патологию. Кроме того, более половины из них отстают в физическом развитии. Дети поступают в центр ослабленными, со сниженным иммунитетом, часто болеют, имеют хронические заболевания. Многим ставится диагноз «социальная и педагогическая запущенность». Дети-дошкольники практически все нуждаются в логопедической коррекции. Значительная часть детей имеют органическое поражение центральной нервной системы, различными формами аллергических заболеваний, расстройствами сна. Они возбудимы и агрессивны.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних имеет особенности, которые позволяют ему эффективно организовать работу по здоровьесбережению.

Субъектами процесса здоровьесбережения социально-реабилитационного центра являются дети и их семьи.Решать вопросы здоровья невозможно без учета широкого спектра социальных факторов, особенно значимых в детском возрасте. Поэтому необходимы системные социальные медико-психолого-педагогические воздействия на различных этапах социального неблагополучия, направленные не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья детей.

Для осуществления необходимых социальных воздействий на семью и детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних используются различные здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими технологиями понимаются все технологии, применение которых идет на пользу здоровья воспитанников центра. Считается необходимым условием реализации здоровьесберегающих технологий – это наличие здоровьесберегающего пространства. И строим его исходя из того, что здоровьесберегающее пространство - это среда, организованная в учреждении для обеспечения безопасности детей, условий для их развития, а также восстановления, сохранения и укрепления здоровья.

В своей работе специалисты могут опираться на следующие принципы функционирования здоровьесберегающего пространства в СРЦ:

1)Внешняя открытость.

Обеспечивается приемом в центр несовершеннолетних, независимо от их социального статуса, способностей, состояния здоровья и склонностей. Но согласно положению о социально-реабилитационном центре не могут быть приняты лица в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, с острыми инфекционными заболеваниями.

2)Внутренняя открытость.

Выражается в стремлении в каждом случае подобрать оптимальную технологию, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его семье. Отсюда необходимое сочетание различных медицинских, педагогических, психологических, социальных систем и технологий. Включение ребенка в здоровьесберегающее пространство дает возможность устранить или смягчить действия факторов риска, оказывающих влияние на него самого и его семью, оказать ему медико-социальную помощь.

3)Командная деятельность.

Обеспечивает взаимодействие специалистов разного профиля (медицинских работников, психологов, логопеда, социальных педагогов т.д.), с одной стороны, и несовершеннолетнего, его семьи, с другой — в едином здоровьесберегающем пространстве. Согласованный подход позволяет преодолеть узкопрофессиональное отношение к жизненной ситуации ребенка в целом. Командная деятельность лежит в основе интеграции специалистов центра. Необходимыми условиями командной работы являются четко простроенное взаимодействие между членами команды, ведение единой документации, на основании которой делается оценка эффективности здоровьесберегающих действий с семьей и детьми.

Отличительные особенности командной работы:

  • общее видение проблем ребенка и семьи;
  • согласованность действий членов команды;
  • взаимодополнение членов команды по функциям и ролям;
  • наличие единого плана действий;
  • групповая ответственность членов команды за результат воздействий;
  • возможность быстрого реагирования на ситуацию, в которой оказался ребенок;
  • вариативность в разработке и применении здоровьесберегающих технологий.

4)Создание в едином здоровьесберегаюшем пространстве терапевтических сред.

Терапевтическая среда — это предметная среда, т.е. помещение, которое в соответствии с поставленными задачами наполняется оборудованием. Оно представлено: медицинским оборудованием, сюжетно-образными игрушками, музыкально-театральным реквизитом, физкультурным инвентарем, крупногабаритными предметами (диван, детские столы и стульчики, мягкие геометрические модули и т.д.) и др.(например, комната реабилитации)

Здоровьесберегающее пространство состоит из следующих профильных блоков:

  • медицинского,
  • психологического,
  • педагогического,
  • социального.

Каждый профильный блок здоровьесберегающего пространства имеет свои терапевтические среды:

  • медицинский: кабинет врачебного приема, процедурный кабинет, кабинет здоровья, изолятор, боксы
  • психологический: комната психологической разгрузки (комната релаксации), кабинет индивидуального и семейного консультирования,
  • педагогический: помещения групповых комнат, музыкальный зал, творческая мастерская, тренажерный зал, компьютерная комната, логопедический кабинет, учебная комната,
  • социальный: методический кабинет, детская площадка, столовая и др. помещения и пространства.

Оздоровительную направленность имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в Центре. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач воспитательно-реабилитационного процесса. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию детей могут быть решены задачи формирования и укрепления их здоровья.

Здоровьесберегающие технологии:

1. Медицинское направление здоровьесберегающей деятельности заключается в проведении:

  • организационной работы
  • лечебно-профилактической работы
  • противоэпидемической работы
  • санитарно-просветительной работы с персоналом и детьми

 

2. Психологическое направление.

Деятельность психолога центра ориентирована на коррекцию, восстановление и сохранение психического здоровья детей, их оптимальную социализацию и адаптацию в социуме. Психолог строит свою деятельность по следующим основным направлениям:

  • изучение наиболее типичных психологических проблем детей и оказание помощи в их решении (задержка психического развития, тревожность, сниженная самооценка, фобии, агрессивность, депрессивные состояния, гиперактивность и т.д.);
  • психологическая диагностика (как первичная, так и в текущем режиме) с целью изучения особенностей личности, исследования ценностных ориентации, интересов, склонностей, оценки интеллекта и умственной работоспособности и т.д.;
  • развивающая и психокоррекционная работа, направленная на восстановление и формирование структуры личности ребенка, обеспечение возможного соответствия уровня развития возрастным нормативам, преодоление нарушений в развитии и поведении воспитанников, развитие психических процессов, коррекцию эмоционально-волевой сферы и т.д.
  • психопрофилактическая работа, направленная на создание благоприятных психологических условий для адаптации воспитанников (оптимизация   социально-психологического климата в детском коллективе; предупреждение возможных социопатических проявлений и нервно-психических срывов у воспитанников, предупреждение психической перегрузки и др.).

 

3. Педагогическое направление здоровьесберегающей деятельности.

  • Социально-педагогическая диагностика и обследование личности (проводится с целью всестороннего изучения личности, объективной оценки ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогический помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.д.)
  • Реализация комплексной социально-реабилитационной программы (профилактика вредных привычек, травматизма, занятия по безопасной жизнедеятельности, толерантности, нравственное, правовое, развивающие игры).
  • Пропаганда ЗОЖ (Декады и недели здоровья, занятия по здоровому образу жизни).
  • Духовно-нравственное воспитание (занятие с православным психологом)
  • Художественно-творческая деятельность (квилинг, тестопластика, пластилиновая живопись).
  • Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние.
  • Занятия с логопедом.
  • Физкультурно-оздоровительная работа (занятия в тренажерном зале, подвижные игры на свежем воздухе, детские физкультурно-оздоровительные праздники и мероприятия соревновательного характера и др.)
  • Трудотерапия (позволят вовлечь воспитанников в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, формировать и развивать социально-бытовые навыки, а также обеспечивать активное участие несовершеннолетних в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса).
  • Арттерапия (музыкотерапия, изотерапия, театртерапия или куклотерапия, смехотерапия, танцтерапия, сказкотерапия и др.)
  • Занятия по профориентации.
  • Разнообразные формы организации досуговой деятельности (посещение учреждений культуры города, проведение развлекательных и познавательных мероприятий, праздников, кружковая работа и т.д.)
  • Реализация программы летнего оздоровительного лагеря на базе СРЦ.
  • Работа с родителями (семейная гостиная, патронаж).

4. Социальное направление:

  • организация среды обитания. Основополагающим моментом здоровьесбережения воспитанников в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.