Советы психолога

                 

Памятка для замещающих родителей

март 2018г. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

1. ЕСЛИ У РЕБЁНКА НИЗКАЯ САМООЦЕНКА.

Такой ребёнок считает себя «хуже других», ему сложно постоять за себя, у него не хватает самоуважения, чтобы сопротивляться давлению сверстников. Проблема употребления табака, алкоголя и даже наркотиков тесно связана с уровнем самооценки человека. У вашего приёмного ребёнка есть шанс повысить свою самооценку, ведь теперь он живёт в вашей семье, где есть система нравственных ценностей, которую ребёнок постепенно усвоит. Именно это поможет ему быть уверенным в себе и ответственным в отношении своих поступков.

2. ЕСЛИ РЕБЁНОК ЧАСТО ВСПОМИНАЕТ СВОЁ ПРОШЛОЕ.

Приёмному родителю важно как можно скорее стабилизировать жизнь в семье, помочь ребёнку оправиться от травмирующего прошлого. Но бывают случаи, когда ребёнок упорствует и оплакивает разрушенное прошлое. Будьте терпеливы к его горю. Ведь ребенок тем самым дает выход своей боли, постепенно справляясь с ней. Вы можете чувствовать себя ненужными и лишними. На самом деле, это не так. Старайтесь СЛУШАТЬ, обнимая и лаская свае дитя. Однако НЕ РАССПРАШИВАЙТЕ ЕГО ИЗ-ЗА СОБСТВЕННОГО ЛЮБОПЫТСТВА. Со своим горем ребёнок может справиться только сам, а вы поддержите его в трудный момент жизни.

3. ЕСЛИ РЕБЁНОК ОКАЗЫВАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ.

Само по себе сопротивление - хорошее качество. Представьте, что кто-то предлагает вашему ребёнку сигарету, а он говорит «нет!». Однако часто сопротивление является попыткой расширения для себя границ дозволенного. Приёмные родители могут осознанно пойти на уступки: разрешить отсрочить выполнение дела, дать право ребёнку несколько раз отказаться, прежде чем согласиться. Но затем нужно проявить настойчивость в соблюдении договора. Можно предоставить ребёнку ПРАВО ВЫБОРА условий, не сомневаясь в выполнении самого дела. Например, не стоит говорить: «Почему ты НЕ МОЕШЬ обувь после прогулки?», лучше сказать: «Витя, когда ты БУДЕШЬ МЫТЬ обувь: до или после мультиков?»

 

4. ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ.

Довольно часто причиной такого поведения является необоснованно высокие ожидания приёмных родителей. Когда взрослые требуют успехов и достижений, не учитывая реальных возможностей ребёнка, можно ожидать поведения, направленного на избежание неудачи. Ребёнок, убедившийся в том, что он не усваивает материал, перестаёт пытаться что-то делать. Не падайте духом! Договорившись с учителем, позвольте ему несколько дней остаться с вами дома. Оцените положительно тот уровень, на котором ваш ученик сейчас находится. Ваша искренняя заинтересованность и поддержка помогут ему справиться с ситуацией.

5. ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ СЛУШАЕТ И КАПРИЗНИЧАЕТ.

Вы заметили, что ребёнок ждёт, чтобы вы поуговаривали его. Например, он не ложится вечером спать, пока вы несколько раз не напомните ему об этом. Возможно, причина такого поведения в том, что ребёнка никто не научил, КАК привлечь внимание, и он косвенно пытается это сделать капризничая. Объяснитесь с ребёнком: «Когда ты захочешь со мной поговорить, скажи мне об этом прямо. Ладно?» Продемонстрируйте ему сами модель такого поведения, отложив на время свои дела.

6. ЕСЛИ ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО РЕБЁНОК КУРИТ.

Не предпринимать стремительных действий и постараться проанализировать ситуацию. Курение может быть вызвано многими причинами: любопытством, стремление быть «взрослым», низкой самооценкой. Выберите подходящий момент для разговора, ведь ребёнку свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Дети рассказывают о них тому, КТО УМЕЕТ СЛУШАТЬ. Отнеситесь с пониманием к доводам ребёнка.

7. ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ ЧЕРЕЗМЕРНУЮ УСТАЛОСТЬ.

Скорее всего, вы предъявляете к себе преувеличенные требования, стремитесь всё сделать наилучшим образом. С появлением нового члена семьи забот у вас, конечно, прибавилось. Пренебрегая отдыхом, сном, вы вскоре можете настолько истощить свою энергию, что её не хватит на близких людей, о которых вы так самозабвенно заботитесь. Ничего не следует добиваться слишком дорогой ценой. Запомните английскую поговорку: «Отдыхайте до того, как утомитесь».

 

 

 

ПЕРВЫЕ ДНИ ДОМА

февраль 2018г. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

Если вы взяли ребёнка, воспитывавшегося в учреждении, то первые дни и недели его пребывания в семье у него могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения. В этой памятке мы постараемся объяснить их причины и дать некоторые рекомендации, как сгладить возможные проблемы и упростить ребёнку привыкание к семье и её укладу.

Дело в том, что почти во всех детских сиротских учреждениях, в связи с особенностями их организации, к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребёнка и вырабатывающий привычку к жёстким нормам и правилам. Другой фактор - это практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин и, соответственно, опыта общения детей с ними. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на ваши действия и слова.

Помните:

1. У ребёнка был жёсткий режим. Старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой был режим для ЭТОГО ребёнка в ЭТОМ учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима, или какие тенденции в нарушении его проявлял. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть у вас дома режим сместится в эту сторону, но не сильно.

2. Выясните предпочтения в еде, чем он питался. Не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то ценнейших, на ваш взгляд, продуктов. Например, рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё это начнёт есть сам.

3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга, маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать. Если возможно, попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы, знакомые ему по учреждению, и создающие у него ощущение знакомого и приятного.

4. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.

5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.

6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.

7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям у ребёнка. Умеренность и постепенность в это время для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации обделённости его в чём - либо.

8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребёнка на самом первом этапе. Необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так её будет предостаточно. Даже старших детей, как бы вам не хотелось дать им возможно больше и скорее, не торопитесь перегружать новыми впечатлениями. Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте им сначала достаточно ознакомиться с домом.

9. Не надейтесь, что ребёнок сразу покажет положительную эмоциональную привязанность, скорее, он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.

10. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте всё, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.

11. Чтобы было проще представить, что происходит с ребёнком во время первых дней освоения нового дома, попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу и единственный, кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности, это вы.

 

 

 

ЗАМЕЩАЮЩИМ  РОДИТЕЛЯМ

февраль 2017г. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

Поощрение. Не приемлемо: в качестве поощрения говорить о потенциале ребенка (Ты можешь лучше!), награждать только за успех или результат, сравнивание с другими т.д.

Убеждение. Работает только, если родитель не говорит слишком много, превращая убеждение в нотацию.

Метод обучения. Родители часто думают, что ребенок, наблюдая, как что-то делают взрослые, обучается этому (например, наводить порядок в комнате), на самом деле практически каждому ребенку требуется обучающая помощь взрослого.

Метод парадоксальных намерений. Основан на технике парадокса, когда родитель совершает абсолютно неожидаемое ребенком действие. Используется с целью снятия напряжения с какого-либо неправильного действия, либо с целью разрушения привычных в детско-родительских отношениях реакций. Например, ребенок, который постоянно одергивается родителями за то, что он ест, припрыгивая на стуле, вскакивая на ноги и т.д., получает указание: есть, прыгая с тарелкой в руках. Важно, чтобы эти указания давались не от злости, а в спокойном состоянии родителя, иначе данное действие или указание воспринимается детьми как наказание.

Семейный совет. Помогает ощутить детям свою принадлежность к семье и ощущать свою значимость. Это достигается созданием атмосферы, когда дети и взрослые испытывают взаимное уважение, прислушиваются друг к другу и свободно обмениваются мыслями и чувствами. В функционировании семейного совета есть правила. Некоторые их них: семейный совет надо назначать в удобное для всех время; начинать семейный совет нужно строго в назначенное время, даже если кто-то из членов семьи отсутствует; должны быть приглашены все члены семьи, включая самых маленьких детей, способных понимать устную речь; все решения должны приниматься совместно, а не по праву большинства. Исполнение принятых решений обязательно для всех членов семьи.

Метод естественных и логических последствий. Это не метод наказаний, а метод, позволяющий выработать ответственность у ребенка, сняв ответственность с родителя.

 

Принцип 1. Принцип связанности. Последствие должно быть непосредственно связано с неправильным поведением.

Принцип 2. Принцип осмысленности. Последствие должно иметь смысл для ребенка. Часто наказание или последствие того или иного поступка не несет для ребенка никакого смысла, поскольку оно находится за пределами его житейского опыта.

Принцип 3. Принцип предварительного знания. Последствия неправильного поведения должны быть известны заранее.

Принцип 4. Принцип выбора. Предоставляется право выбора одного из нескольких возможных логических последствий

Принцип 5. Принцип неотложности. Последствия должны наступать как можно быстрее после того, как произошел факт неправильного поведения.

Принцип 6. Последствия должны быть недолгими. Долгосрочные последствия редко бывают эффективными.

Принцип 7. Последствия влекут за собой действие. Особенно важно, что последствия подразумевают действие, а не разговор или нравоучительную лекцию. Чем меньше сказано родителями – тем лучше.

Принцип 8. Принцип участия. Чем больше членов семьи принимают участие в планировании последствий, тем лучше

Принцип 9. Принцип постоянства. Если родители не примут эти принципы, и не будут следовать им методично и последовательно, то все окажется бесполезно. Дети очень быстро поймут, что могут сыграть на настроении родителей.

Некоторые дети изменяют свое поведение уже после нескольких применений метода логических последствий, другим требуется несколько недель или месяцев для того, чтобы система стала эффективно действовать.

 

                      Метод установления правил и распорядка семейной жизни.

 

С целью избегания конфликтов из-за «бытовых» вопросов необходимо установить правила семейной жизни. Правила действуют для всех членов семьи.

• время утреннего подъема и время отхода ко сну;

• время, когда будут подаваться завтраки, обеды и ужины;

• время выполнения повседневных обязанностей и работы по дому;

• время просмотра телевизионных передач;

• дни и время приема душа и ванны;

• время, когда дети должны быть дома после школьных занятий или после прогулки;

• время для упражнений на музыкальных инструментах и для занятий спортом;

• день и время, когда нужно складывать грязную одежду в определенное место, отведенное для нуждающихся в стирке вещей;

• время для ухода за домашними животными и их кормления;

• время для совместного отдыха и развлечения родителей и детей;

• время и длительность телефонных разговоров с друзьями и знакомыми;

• день и время, когда можно приводить домой друзей.

 

 

 

«БУДУЩИМ РОДИТЕЛЯМ»

январь 2017г. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

Руководитель учреждения, медицинский и социальный работники

могут дать ответы на многие вопросы:

1. С каким весом, ростом родился ребенок, были ли какие-либо осложнения во время беременности и родов, как развивался ребенок на первом году жизни

2. Чем болел ребенок за эти годы и как лечился

3. Сделаны ли прививки, ест ли аллергические реакции

4. Обычно эти сведения очень скудны и в деле ребенка имеется информация о состоянии его здоровья только с момента поступления в социально-реабилитационный центр, дом ребенка или другое детское учреждение.

Сведения о происхождении ребенка:

1. Сведения, удостоверяющие личность и происхождение ребенка, по возможности подтвержденные документально

2. Юридически-правовой статус ребенка

3. Назначена ли пенсия (алименты)

4. Оформлено ли гражданство

5. Имеется ли закрепленное жилье и подробная информация о нем

6. Где зарегистрирован ребенок по месту жительства, зарегистрирован ли по месту пребывания в детском учреждении

7. Расовое/этническое происхождение и религия

8. Когда и при каких обстоятельствах ребенок попал в учреждение, исчерпывающие причины, почему ребенок был брошен или от него отказались, какого было его положение в семье

9. Подробную хронологию истории его размещений с датами и причинами переселений

10. Где он раньше жил и кто о нем заботился

11. Живы ли родители, бабушки, дедушки, есть братья и сестры, другие родственники, общается ли ребенок с ними

12. Отношение к нему родственников

13. Сделайте фотографию ребенка

Воспитатель группы, где находился ребенок, может предоставить информацию:

1. Каков распорядок дня в учреждении

2. Какая у него любимая и нелюбимая еда

3. Какими именами называли ребенка, и кем они были даны

4. Какими навыками самообслуживания обладает

5. Есть ли конкретные потребности, трудности, опасения

6. Возникают ли проблемы со сном, трудностями с укладыванием спать или подъемом

7. Как ведет себя ребенок в группе, есть ли у него привязанности, друзья, кто они

8. Что делает ребенок, когда он расстроен, сердит или испуган

9. Как ребенку нравиться, чтобы его утешали, как откликается на ласку

10. Есть ли особые способности, навыки таланты

11. Каковы достижения ребенка за время пребывания в учреждении

12. Его любимые игры, книги, игрушки, иные пристрастия

 

 

 

 «ДЕТИ УЧАТСЯ ТОМУ, ЧТО ОНИ ВИДЯТ ВОКРУГ СЕБЯ»

                                                                                                                                                Дороти Лоу Нолт

 

декабрь 2016г. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится воевать.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится терпению.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере принятия, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учиться щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.

Если ребенок окружен дружелюбием, он узнает, что мир – прекрасное место для жизни.

 

Девиантное  поведение

май 2016. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

     Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. Социальный аспект подразумевает наличие явлений, которые несут угрозу выживания человека в окружении. С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья. С психологической стороны вопроса подобное поведение определяется как антиобщественный образец принятия решений в спорных ситуациях, а также полное игнорирование реальности, из-за чего человек нарушает правила и наносит ущерб как себе, так и окружающим.

 

     Выделяют такие девиантные формы поведения детей:

  • Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
  • Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
  • Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.

 

Для каждого возраста характеристика отклонений будет разной:

  • Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, противоречивость, проблема неуспеваемости, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
  • Для детей в возрасте от 7 до 10 лет нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
  • Подростки от 10 лет и старше - проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.

Алкоголизм характерен для подростков от 13 до 16 лет. Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причем оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий.

 

Причины девиантного поведения

Медико-биологические факторы

Эту группу можно условно разделить на приобретенные, врожденные и наследственные причины. Врожденные развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. И как результат - недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

АГРЕССИВНОСТЬ

февраль 2016. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

                     

агрессивность

Агрессивность — это внешнее проявление прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького «агрессора» являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.

Агрессия может быть направлена:

-на окружающих людей вне семьи;

- только на близких людей;

- на животных;

- на себя (свое тело и личность);

- на внешние физические объекты (например поедание несъедобного);

- на символические и фантазийные объекты (в форме рисунков, увлечение играми агрессивного содержания).

Внешние проявления агрессивности могут несколько различаться в разные возрастные периоды.

У дошкольников и младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики:

часто теряют контроль над собой;

часто спорят и ссорятся с окружающими;

отказываются выполнять просьбы взрослых;

могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;

склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);

часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;

не способны забыть об обиде, не отплатив;

мнительны и раздражительны.

У детей среднего школьного возраста и подростков агрессивность может проявляться следующим образом:

часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом);

периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы);

 

не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически);

неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.);

не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома);

имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.

Причины детской агрессивности.

Во-первых, семья, в которой растет ребенок, может сама демонстрировать агрессивное поведение (если не физическое, то на словах) и закреплять подобные проявления у ребенка. Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.

Во-вторых, агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно — принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду. Если вы считаете своего ребенка агрессивным, подумайте, насколько «бойцовый» класс или группу он посещает! Как там принято решать конфликты? Если «борьба за выживание» характерна для всего детского коллектива, то вам стоит позаботиться о том, чтобы подыскать ребенку еще какое-либо детское общество, где была бы другая атмосфера. Это может быть кружок по интересам, детский лагерь или круг детей ваших друзей. Главное, чтобы ваш ребенок получил качественно другой опыт общения (без необходимости агрессии).

В-третьих, обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.

Первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку.

Специальная терпеливая и систематическая работа ведется в четырех направлениях:

  1. Работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;

  2. Обучать самоконтролю-вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

  3. Работать с чувствами-учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

  4. Прививать конструктивные навыки общения- обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

 

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему:

1.Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениями, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2.Показать ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям.

3.Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4.Представить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания.

5.Обучать консультативным способом выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

 

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно.

Оставаясь собой, человек может быть разным

 

 

 

 

                                    

 

Профилактика профессионального выгорания психологов

 

Согласно современным данным, синдром эмоционального (профессионального) выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. В настоящее время СПВ все чаше рассматривается как общий профессиональный кризис, оказывающий влияние на все стороны деятельности специалиста. В этом контексте, профессиональное выгорание рассматривается, как неадаптивная реакция здоровых людей на стрессовую ситуацию на работе, которая отражает неспособность справиться с внутренним и внешним давлением условий профессиональной деятельности. Как результат- изменяется отношение специалиста к самому себе, снижается профессиональная самооценка, появляется неуверенность в собственной компетентности, сомнение в способности эффективно оказывать помощь другим людям, развитие отношения к профессии, как бесполезной для общества

 

Известный американский психолог Кэрри Чернисс, обозначил выгорание как своеобразный уход, «психологическую размолвку» человека с работой в ответ на хронический стресс, фрустрацию или разочарование. К. Чернисс подчеркивает, что эмоциональное выгорание, куда в большей степени зависит от условий труда работника, от системы управления и контроля в организации, а уже потом от каких­- то персональных характеристик человека (например, локус контроля) и личностной предрасположенности.

 

Отечественные исследования в данной области подтверждают данные американских коллег. В 2011 г. в Пскове были проведены деловые игры для психологов, работающих в школах, детских садах, центрах психологической помощи и поддержке семье и детям, где приняли участие 38 практикующих психологов. В процессе исследования были выделены факторы, влияющие на развитие СЭВ у практикующих психологов, и основной причиной синдрома являются- условия труда специалистов.

 

В силу специфики своей работы, практикующие психологи, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, неадекватным состоянием клиента, которые оказывают воздействие на их собственное эмоциональное состояние. Особенно уязвимыми для профессионального выгорания являются психологи, оказывающие экстренную психологическую помощь – работа на телефоне доверия, работа с кризисными состояниями (горе, утрата, суицидальное поведение, сексуальное насилие). Данный вид деятельности требует колоссальных эмоциональных затрат от психолога и длительного восстановления самого специалиста. Психологу надо уметь выдерживать агрессию клиента, уметь «обнуляться» перед каждым новым клиентом. Для этого можно использовать технику визуализации.

 

1 способ « медицинский» - представить себе, что перед каждым новым клиентом я открываю коробочку со стерильными медицинскими перчатками и масками, надеваю халат, перчатки, маску и встречаю… клиента. После ухода клиента, особенно, если был очень «сложный» –можно использовать влажные салфетки, я протираю руки, лицо, иногда выхожу в туалетную комнату и умываюсь, мою руки с мылом.

 

2 способ « аристократический»- перед каждым клиентом берешь новую коробочку- контейнер (сундучок, шкатулку- что Вам больше нравится), открываешь его, выслушиваешь клиента и складываешь его проблемы в этот контейнер. Затем, закрываешь и …. ставишь в шкафчик.

 

К сожалению, бывают ситуации, когда «самопомощи» специалисту бывает недостаточно. И тогда самому психологу нужна профессиональная помощь - «личная терапия», супервизия или эмоциональная поддержка в «группе равных».

 

Когда психологи анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с коллегами -психологами, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Кроме того, позитивно настроенные коллеги в «группе равных» помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий и способствуют формированию адекватной оценки результативности своей профессиональной деятельности.

 

При создании «группы равных» необходимо учесть некоторые моменты:

 

  • группа, по возможности, должна быть стабильной (количество участников не меняется)- это влияет на формирование пространства безопасности;

  • эффективность работы в «группе равных» зависит от доверия коллег друг другу, искренности и экологичности;

  • работа в группе, на ряду с общением, в обязательном порядке идет с использованием техник, затрагивающих эмоциональный уровень (гештальт- терапия, ТМО, ТОТ, АТ, релаксационные техники, арт-терапевтические техники).

 

Отрабатывая свои проблемные «зоны» и «трудные места», травмирующие ситуации в «группе равных» психолог ищет ресурс для того, чтобы оставаться эмоционально стабильным и стрессоустойчивым, и в процессе консультирования не «провалиться» в эмоционально трудное место клиента, если его тема очень близка самому специалисту.

 

Как гласит народная мудрость, подкрепленная современной действительностью:

 

«Светя другим, не сгори сам!

 

Автор:

Заведующая психологической службой ГКУ СО СРЦ «Наш дом» Кольчугина Т.В.

 

 

 

 

 

 

                                          Раннее развитие ребёнка     

август 2015. Педагог-психолог Герасимова Н.И.                                                  

 

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

Януш Корчак(выдающийся детский педагог, писатель, врач, общественный деятель)    

Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система ГленаДомана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - МасаруИбука. Все эти известные люди сходились в одном - с детьми необходимо заниматься с самых первых дней жизни. Ни для кого не секрет, что чем больше заниматься с ребенком, тем более развитым он будет. Многие родители считают, что раннее развитие — это необходимый атрибут воспитания современного малыша, необходимый для всех, кто хочет воспитать успешного ребенка. Ранним называют развитие ребенка от рождения до трех лет. Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие и мышление. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л. С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вынуть  из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в  поле его зрения. Большое значение для развития речи детей на втором году жизни, так и в дальнейшем имеет картинка, рассматривание которой вызы​вает у ребенка узнавание ранее знакомых ему в натуре предметов. Ребенок смотрит, показывает пальцем; овла​девая речью, он называет то, что видит на картинке. К двум го​дам ребенок может назвать все знакомые ему предметы и действия, изображенные на картинке. Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Мышление ребенка начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Еще один не менее важный метод раннего развития детей – это игра. Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть некоторое время вместе, похвалить за результат. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игра поможет взрослому включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Известно, что в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Помните, что развивающие игры – это интеллектуальные и творческие занятия. В идеале у ребенка должны быть:  - краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей  - конструкторы (ЛЕГО)  - мячи  - спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)  - ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, машинки, мастерские для мальчиков)  - музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)  - мягкие игрушки Но можно полезные игрушки  сделать своими руками из массы подручного материала, который всегда есть дома (пуговицы, крышечки, шнурки, прищепки упаковки от продуктов, материалы  разной фактуры и т.д.). Проявите фантазию и все у вас получится. Сейчас есть много пособий в помощь родителям и всегда можно воспользоваться их советами. Занимаясь таким творчеством, вы учите малыша видеть необычное в самых обычных предметах, стимулируете креативное мышление.      Чтобы занятия давали больше эффекта и не наскучили малышу, надо регулярно поддерживать вовлеченность его в игру с помощью новых разнообразных предметов. Развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особен​ностей организма, общего состояния здоровья, окружаю​щей среды. Последовательность раннего развития тесно связана с этапностью созревания мозга и усложняющимися усло​виями взаимодействия малыша с окружающей средой. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамиче​ского наблюдения.                                                                                                                      

 Таким образом, раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения. Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.   Сегодня существует достаточно много специализированных развивающих центров раннего развития и детских клубов. В скором времени занятия в детских  клубах  так же прочно войдут в жизнь, как некогда - кружки и секции для школьников.Детские дошкольные учреждения и детские центры начинают принимать малышей с полутора лет.  

Плюсы центров раннего развития:

Социализация. Дома каждый малыш - центр собственной вселенной, поэтому с определённого возраста общение в детском коллективе полезно для социализации ребёнка Благодаря занятиям, проводимым квалифицированными педагогами, малыши легче обучаются разговорной речи, становятся более общительными. Если мамочка и рада бы заниматься с малышом дома, но абсолютно не представляет себе, в каком направлении нужно работать и в каком русле проводить занятия, то ей в помощь будут занятия, проводимые специалистами, а дома можно закреплять, расширять и усложнять  спектр увиденного в центре раннего развития. Занятия в центре дисциплинируют прежде всего саму маму. Когда она видит, сколько радости приносит развивающая игра ее малышу, то и дома она охотнее и чаще будет заниматься с ребенком. А дома таких игрушек нет. В хороших детских центрах есть дорогой качественный игровой материал, который просто невыгодно покупать родителям для домашнего использования. На всем готовеньком. Специально разработанная и систематизированная для каждого возраста программа обучения. Подготовка к школе. Для деток после четырех лет занятия в центрах — хорошая подготовка к школе.      

 

4 вопроса, которые нужно задавать ребенку каждый день   

апрель 2015. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

   Часто в будничной суете, в потоке ежедневных дел,  в цейтноте и воспитательных придирках мы забываем поговорить с детьми по душам. Это приводит к тому, что отношения становятся формальными, а в эмоциональном плане между детьми и родителями нарастает пропасть. Как же этого избежать?      Ученые подсчитали, что в среднем мы уделяем общению с детьми всего 12,5 минут в день. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на различного рода наставления, замечания и споры. На доверительное дружеское неформальное общение остается всего лишь 4 минуты в день!  Писательница, психолог Джейми Харрингтон нашла выход из этой ситуации, сформулировав 4 вопроса, которые нужно задавать своему ребенку каждый день. «Будучи очень занятой, я выделяю 15 минут для разговора по душам каждый вечер. Я считаю, что, таким образом, я словно «оставляю дверь открытой», чтобы в случае необходимости дочка могла поделиться со мной тем, что для нее действительно важно. Не думайте, что каждый раз я получаю развернутый ответ, часто дочь ограничивается одним-двумя словами, но бывает и так, что мы выходим на обсуждение важных для нее тем. Я задаю эти вопросы каждый день и внимательно слушаю. Мне важно знать, что моя дочь уверена – я рядом».       Важно задавать ребенку открытые вопросы. Они отличаются от закрытых тем, что на них нельзя ответить просто «да» или «нет». Именно открытые вопросы стимулируют детей описывать свои чувства, оценивать свои и чужие поступки, а родителю помогают лучше узнать и понять своего ребенка.   1. Как прошел твой день?      Если поначалу ребенок отшучивается или отвечает односложно – «плохо», «нормально» и так далее, не нужно устраивать ему допрос и, что называется, «вытаскивать рассказ клещами». Можно сказать: «Ладно, не хочешь – не рассказывай, но знай, что мне это интересно. А вот я сегодня делала то-то и то-то...».  Со временем ребенок даже самый замкнутый, самостоятельный и скрытный начнет с вами делиться тем, что у него на душе.      Проверено на практике! Кстати, с мужьями работает точно так же. 2. Как дела у твоих друзей?      Можно спросить о конкретном друге, если вы знаете о каких-то событиях из его или ее жизни, а можно – обо всех друзьях в общем. Например: «Кто из твоих друзей, по-твоему, нравится мне больше всех? Почему? Расскажи мне о своем лучшем друге. Какие качества должны быть у хорошего друга? Какую самую приятную вещь твой друг делал для тебя? Кем из своих друзей ты гордишься больше других? Почему? Описывал ли ты меня своим друзьям? Если бы ты узнал, что твой друг украл что-то, что бы ты сделал?»      Как вы понимаете, это вопросы для разного возраста, для разных случаев.   3. Что хорошего с тобой случилось за день?      Даже в самый дождливый и мрачный день после контрольной по математике можно задуматься и вспомнить какие-то маленькие приятности. А если не вспоминается, то взять и придумать, как себя развлечь и повеселить. Например, незапланированно пойти в кино, поиграть всей семьей в настольную игру или просто лечь и помечтать, где и как проведете отпуск или как минимум ближайшие выходные.      Такие фантазии выведут и вас, и ребенка из тяжких раздумий на волну положительных эмоций.   4. Тебе нужна моя помощь?      Все мы знаем, как трудно порой просить помощи. Ребенок, который не привык получать помощь по мелочам, тем более не обратится к вам в более сложной ситуации, поэтому начинать нужно с малого – помочь убраться в комнате, сделать уроки, разрешить какую-то неоднозначную ситуацию. Не бойтесь разбаловать сына или дочь, ведь чем больше вы помогаете по мелочам, тем выше вероятность, что в случае серьезного конфликта ребенок придет за советом к вам. Впрочем, это не означает, что нужно начать делать все вместо ребенка.      И еще небольшой, но важный совет: слушая рассказ ребенка, не торопитесь выносить суждения, комментируйте только тогда, когда вас об этом попросят. Пусть ваши глаза будут на одном уровне (если ребенок маленький наклонитесь к нему, возьмите его на руки или просто сядьте рядом). Не игнорируйте телесный контакт,  обнимитесь, возьмите за руку. Если вы сейчас в плохом настроении или у вас нет времени – честно скажите ребенку об этом и договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.

 

 

 

«Ваш ребёнок курит спайс???»

Спайс (от англ. «spice» — специя, пряность) – разновидность травяной курительной смеси, в состав которой входят синтетические вещества, энтеогены (вещества психотропного действия) и обыкновенные травы. Появились спайсы в начале 21 века в Европе и продавались под видом благовоний.

Как любой наркотик, спайс – яд, который в человеческом организме однозначно вызывает негативные изменения на всех уровнях. Вред от приёма спайса значительно превосходит вред от юношеского алкоголизма и табакокурения.

 

Действие токсинов спайса может быть объяснено простым механизмом:

 

1. Маленькое количество наркотика: в организме активизируются защитные механизмы. Человек ощущает энергию, бодрость, прилив сил, он очень активен и его настроение повышается, ему кажется, что он может все, мир он теперь видит в розовых очках.

 

2. Чуть-чуть больше психоактивного соединения наркотика (наркотизирующий эффект спайса): организм затормаживает психику, словно принимает меры, дабы не допустить принятие еще больших доз нервного токсина, который его, в конце концов, убьет. При этом у подростка появляется сонливость. Он вполне может заснуть. Но даже если этого не произошло, наблюдаются все признаки опьянения от спайс (вторая степень опьянения от spice):

 

  • вялость;

  • плохая память;

  • нарушение координации;

  • невнятная речь.

 

3. Стоит еще повысить дозу, и от большого содержания наркотика она станет смертельной.

 

Спайс, кроме остальных поражающих факторов, разрушает витамины и биологически активные соединения, играющие огромную роль в организме, вымывает микроэлементы. Курение спайс неуклонно приводит к ухудшению иммунитета, истощению защитных функций, поражению внутренних органов и нарушению их нормальной работы. Нарушается вся высшая нервная деятельность головного мозга, снижается проводимости нервных импульсов. Любителя травки или приверженца спайса преследуют ночные кошмары и ужасы наяву, без причин возникает депрессия, преследует усталость, обостряются прочие болезни, наблюдаются ухудшения состояния волос, кожи, зубов и костей.

 

Значимые для родителей признаки ранней наркотизации детей:

 

Ребенок отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, (даже самые деликатные) вызывают у него вспышку гнева.

 

Меняется круг общения ребёнка, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.

 

Ваш “семейный” дом постепенно превращается в “штаб-квартиру” – часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные “коды”.

 

Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.

 

Состояние ребёнка немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.

 

Ребёнок просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение трудно скрыть.

 

Иногда необычное состояние Вашего ребенка: похоже на опьянение, но без запаха алкоголя; нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.

 

Уважаемые родители: следите внимательнее за тем, чем занимаются ваши дети, интересуйтесь их жизнью, проводите профилактические беседы в семье. Только тогда вы сможете помочь им избежать роковой ошибки.

                                           

 

 

Детская тревожность.

сентябрь 2014. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

 

Психологи определяют тревожность как склонность человека к переживанию эмоционального состояния, проявляющегося в ожидании неблагоприятного развития событий. Каждому из нас приходилось испытывать в своей жизни не только тревожность, побуждающую к поиску и конкретизации возможной опасности, но и тревожность, выматывающую, изнуряющую и как бы разлитую, проявляющуюся как ощущение беспомощности, неуверенности в себе и бессилия перед преувеличенно могущественными внешними факторами.

 

Живя с постоянной оглядкой на старших, тревожные дети растут неуверенными, пугливыми, нерешительными, болезненно робкими и застенчивыми, склонными искать совета и поддержки «на стороне». На опасность такого воспитательного подхода указывал замечательный педагог Януш Корчак: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить»

 С выходом в самостоятельную жизнь, когда требуется уверенность и решительность действий, человек полностью обнаруживает свою характерологическую несостоятельность: речь идет о тормозимом варианте психопатий (в частности, тревожно-мнительном характере).

 Сегодня расширились возможности применения разнообразных форм и методов влияния на развитие ребенка. Поэтому повышенная активность во взаимодействии взрослого с ребенком иногда становится настолько же опасной, насколько опасно бывает и отсутствие такой активности. Врачи-педиатры сегодня отличают резкий рост у детей таких болезней, которые ранее были присущи только взрослым, постоянно находящимся в стрессовых ситуациях. Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого, который не может или не хочет создавать специальный режим для развивающегося, еще не окрепшего организма.

 В практике работы психологов достаточно много случаев, когда ухудшение и психологического и физического здоровья ребенка связано только с тем, что взрослые таскают ребенка с собой по местам массового скопления людей, где порог стрессогенности обстановки явно выше детской нормы. Другие взрослые, не делая различий между собой и ребенком, подавляют его излишним обилием информации, непосильными для него эмоциональными нагрузками, которые бывают характерны для их общения. Все это не проходит бесследно, и у детей появляются такие «взрослые» болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень. Ну, а если в семье нелады и ребенок постоянно включен в сферу общения родителей, то есть активно вовлекается как участник в их ссоры и разбирательства, то вряд ли кто будет удивляться появлению у него невротических симптомов и других нарушений психологического и физического развития.

  

Особенности поведения тревожных детей.

 

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью.

 Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

 Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности в которой испытывают затруднения.

 У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы взрослых тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

 Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы и т.д.).

 Таким образом поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

 Изменилось, если можно так выразиться, и «качество» тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющих глубинный характер, то есть наиболее тяжелых и в наименьшей степени поддающихся преодолению.

 Очень показательна в этом плане, школьная тревожность. Важным становится статус ребенка в группе сверстников. Степень популярности зависит от многих причин: от особенности поведения, форм общения с другими детьми, его знаний, умений, умственного развития. Положение в группе сверстников реализует или не реализует потребность ребенка в притязании на его признание, что чрезвычайно значимо для формирования отношения к себе и другим.

 Для многих детей вступление в школу может явиться сложным испытанием. По-видимому, хотя бы с одной из ниже представленных проблем, сталкивается каждый ученик:

 

  1. Режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

  2. Коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

  3. Проблемы взаимоотношений с учителем;

  4. Проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

 Главное в том, что дети чувствуют сегодня себя незащищенными, как в психологическом, так и чисто физическом смысле.

 Ребенок испытывает постоянное внутреннее напряжение и как следствие у него могут возникнуть и закрепиться устойчивая тревожность, страхи.

  

Как помочь тревожному ребенку.

 

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и , как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу в трех направлениях:

 

  • Повышение самооценки. (Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его за незначительные успехи)

  • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. (Привлекать ребенка к совместному обсуждению проблем).

  • Снятие мышечного напряжения. (Использовать телесный контакт, релаксацию, занятия йогой, массаж ).

 

Как играть с тревожными детьми.

 

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

 

  • Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

  • Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».

  • Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить её на материале, уже знакомом ему. Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

  • Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

 

 Рекомендации.

 

  • Отказ от физических наказаний и угроз (отсутствие наказаний порождает чувство безопасности, уверенности и доверия к взрослым).

 

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.

  • Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка не велики.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

  • Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Обеспечение реального успеха ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и т.д.).

  • Создание теплых эмоциональных отношений, доверительного контакта со взрослыми в семье и в школе. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. 

Удачи Вам и вашим детям!

         

 

 

  ОППОЗИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

март 2014. Педагог-психолог Герасимова Н.И.

Психодинамические теории относят появление оппозиционно-вызывающего расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Оппозиционность может служить бессознательной защитой от низкой самооценки, чувства собственной несостоятельности. Оппозиционное расстройство – это поведенческая реакция на авторитарные действия и фразы, любого человека, обладающего властью и возможностью управлять ребенком. Подобную поведенческую реакцию могут вызывать те люди, которые имеют конкретное влияние и ребенок эту силу признает, но всячески ей противится. Оппозиционно-вызывающее расстройство может также возникать при сочетании высокой конституциональной способности ребенка к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. Здесь борьба ребенка за самоопределение может стать устойчивой стратегией защиты от любого последующего вторжения в собственную автономию. Поведение ребенка при наличии оппозиционного расстройства   Это не ярко выраженная агрессия или паника, скорее это тихий протест, полный отказ выполнять требуемое, нежелание повиноваться, ярко выраженное стремление к автономии и независимости. Наибольшие трудности возникают в ситуациях, когда ребенку необходимо прилагать постоянные усилия «потому что так надо», без наличия собственной внутренней мотивации. Данный вид расстройства нервно-психической деятельности ребенка служит наиболее частым поводом для обращения к детскому психологу, а затем и психиатру. Около 5% детей страдают данным заболеванием. Оппозиционное расстройство проявляется в возрасте до 9 лет. Далее, при игнорировании проблемы родителями, заболевание может трансформироваться в более тяжелые асоциальные и агрессивные формы поведения.   Каковы симптомы оппозиционного поведения?   При регулярных возникновениях следующих ситуаций необходима консультация психолога: Часто нарушаются установленные правила, не выполняются просьбы взрослых. Ребенок часто выходит из себя, раздражается, с ним происходят нервные срывы и истерики. Ребенкусвойственны неряшливость, неорганизованность и забывчивость. Причем любое упоминание об этом выводит его из себя. Наблюдается провокация, намеренное раздражение других людей, с целью вывести их из равновесия. При данном заболевании свойственно винить в своих промахах и ошибках посторонних, никогда не признавать вины за собою. Ребенок часто замыкается, у него нет друзей, он сердится на окружающих, подолгу обижается. Личности с таким типом расстройства свойственна мстительность и злопамятность. Иногда поведение оппозиционного характера чередуются с чрезмерным послушанием и покладистостью. Низкая успеваемость, связанная с невнимательностью, а не со снижением умственной активности.   Подобные нарушения поведения провоцируют проблемы в процессе адаптации к новому коллективу, в общении со сверстниками, в процессе обучения новым материалам и навыкам.     Роль семьи в возникновении заболевания   В ходе наблюдений было выявлено, что наиболее часто расстройство возникает у детей, в семьях которых межличностные конфликты решаются на повышенных тонах, наблюдаются манипулирование и эмоциональное давление между партнерами, агрессивное поведение. Если в семье ребенок не воспринимается как личность, его мнение не принимается в расчет, всячески подавляется, то происходит реакция в виде поведенческих отклонений. Черты оппозиционности может принимать синдром тревожности в связи с разлукой в детском возрасте. Оппозиционное расстройство возникает при низкой самооценке и чувстве собственной несостоятельности.   Как обращаться с  ребенком с оппозиционным поведением?   Научиться отмечать даже маленькие достижения ребенка, хвалить его за уступки, положительные реакции и понимание. Это не лесть, это способ показать ребенку, что быть хорошим – приятно.   Ни в коем случае не срываться, не кричать и не оказывать давление – такие перепады только усугубят ситуацию. При ощущении, потери контроля над собой, следует взять паузу, отложить разговор на некоторое время.Справляйтесь с собственным напряжением с помощью физических занятий и отдыха.   Не стоит обрушивать все требования сразу, лучше начать с малого и настойчиво продвигаться к цели. Конфликты неизбежны, но проблему можно решить.   Правила и запреты должны быть адекватны и соответствовать возрасту ребенка. Границы послушания должны быть выполнимыми и не завышенными.   Все родственники обязаны придерживаться одних и тех же правил, действовать нужно слаженно и организованно. Педагоги и воспитатели должны быть в курсе ситуации и оказывать посильную поддержку.